Мама, бабушка и панические атаки
Передо мной сидит маленькая хрупкая Айнура. Ей шестнадцать. Ее на консультацию записала мама, и поэтому первое, что меня интересует, соответствует ли запрос девочки запросу мамы.
Айнура сообщает, что она сама хотела прийти, что для меня очень важно.
Айнуру беспокоят панические атаки. Ей внезапно становится тяжело дышать. У неё возникает большое давление в груди. Ей становится очень страшно. Чаще всего это происходит в людных местах.
Она предупреждает меня, что мама не знает об этом и прислала ее, потому что считает, что у её дочери очень плохие отношения с бабушкой и все конфликты затевает в доме Айнура.
Я прошу рассказать ее, из-за чего у неё возникают конфликты с бабушкой. Айнура начинает характеризовать бабушку, как женщину, которая любит доминировать в семье. Бабушка бывший начальник. Уже несколько лет на пенсии. Теперь она реализует свой командирский нрав в кругу семьи.
"Она постоянно придирается к моей маме, к моим сестренкам. А я вынуждена их всех защищать. Когда бабушка начинает кричать на маму, я встаю между ними, и бабушка переключается на меня. Еще она отчитывает моих сестренок, и я просто увожу их из комнаты.
Я просто не представляю, кто их будет защищать, когда я уеду. Я уже даже подумываю, как отказаться от поездки. Я сначала хотела учиться за границей, потом я поняла, что не могу уехать так далеко из-за них. Стала рассматривать вузы в России, затем в Астане. Теперь хочу остаться в городе, хотя здесь нет обучения такого, какого я хочу. Придется пожертвовать своей мечтой, ведь мама без меня не справится.
Бабушка ее всё время достает. Всё время упрекает. Говорит обидные слова, которые унижают достоинство мамы. А мама только плачет и просит меня не ругаться с бабушкой, чтобы не было еще хуже. А я не могу молчать! Я ее ненавижу! Она отравляет всю нашу жизнь! И когда я начинаю защищать нас, бабушка выставляет все, таким образом, будто она жертва, будто я ее довожу до инфаркта. Бабушка жалуется папе. А он ее сын. Естественно, он будет защищать свою мать. Папа ругает маму. Мама обижается на меня, и всё выглядит так, будто это я во всем виновата".
Я предложила Айнуре проиграть ссоры, которые случаются в семье.
Сначала она побыла на роли мамы, потом бабушки. Самой последней она стала показывать себя. И неожиданно у девочки появилась боль в груди. "Мне что-то давит на грудь" - воскликнула она.
Айнура стала хватать воздух ртом и не могла вдохнуть полной грудью. Пришёл страх, перешедший в паническую атаку.
Паника повторилась, когда мы воспроизводили конфликт, а значит, он является реакцией на одну и ту же повторяющуюся ситуацию.
Если послушать внимательно, что девочка рассказывает о конфликте, можно представить картинку: стоят мама и бабушка в противостоянии. А между ними вклинивается Айнура, закрывая спиной маму. Она стоит напротив бабушки, и все послания, которые предназначались маме, давят на Айнуру.
Конфликт повторяется раз за разом, и давление усиливается. Соответственно, из-за этого девочка не находит благодарности мамы, так как у той есть внутренняя установка "терпеть и молчать".
Когда мама обижается, отец обвиняет (повторяется ситуация противостояния, только туда присоединяется вся семья), Айнура оказывается в психологической изоляции и испытывает одиночество. Оказываясь в скоплении большого количества людей, она ощущает давление толпы. Девочка начинает чувствовать себя одиноко. Как бы проигрывается ситуация противостояния, и она начинает испытывать ощущения, как в конфликте, а именно, давление, сбившееся дыхание, не хватает воздуха, приходит страх. Дальше следует паника, в том числе и от того, что девочка не может объяснить свое состояние.
Важно понять, почему Айнура упорно втягивается в конфликт. Почему бежит спасать тогда, когда ее не просят, и даже наоборот, обвиняют. Почему она видит маму слабой, не способной постоять за себя.
Ответ нашелся в детских воспоминаниях пятилетнего возраста. Перед глазами стоят картинки, как бабушка набрасывается на маму с кулаками, бьет по лицу. Мама без сил падает и горько плачет. "Она не делает ни одной попытки себя защитить", – заплакав, рассказывает Айнура.
Именно тогда пятилетним ребенком было принято решение защищать маму. Айнура делала это отчаянно, даже во вред себе, потому что принадлежит к психотипу "бойца".
Люди с таким психотипом бьются до последней капли крови.
Здесь это усиливается, потому что девочка защищала любимых ею людей.
Какой здесь выход? Осознать, что мама сильная. Она способна защищать себя сама. Только другими способами и стратегиями, ведь молчать и не вступать в борьбу – это тоже стратегия, которая защищает.
Так делают люди, у которых тип реагирования на стресс – замереть.
Недомолвки между Айнурой и мамой – это, по сути, разность реагирования на стресс. Айнура дерется, как лев. А мама замирает, как замирают рептилии.
Такая "животная" метафора лучше всего объясняет типы реакций на стресс, так как начало их действительно лежит в животном мире.
Ну и, конечно же, мы поработали с детской психотравмой методами травматерапии, гештальта, НЛП.
И Айнуре удалось отдать маме её нагрузку. Как звучит расстановочная фраза в системном подходе: твоё – тебе, моё – мне. "Мамино" – маме, "дочкино" – дочке. Произошло разделение, что должно положительно разрешить конфликты, а значит, уйдёт и симптом за ненадобностью.
● Все имена изменены, и совпадения прошу считать случайными.
Автор: психолог Пилипчук Ольга.